Славяне под зеленым знаменем ислама

Арсен Бекиров
«Бисмилляхи Рахмани Рахим (во имя Бога Милостивого и Милосердного)». Такими словами он начинает любое дело или молитву. В «прошлой» жизни его звали Сергеем. Пос­ле принятия ислама тридцатилетний программист носит имя Умар в честь второго праведного халифа.

«Кругом плати»
Мы встретились в одном из симферопольских кафе. По телефону Умар говорил, что он украинец, но, как оказалось, внешне на крымского татарина похож больше, чем я. «Меня часто в школе называли „татарином“ из-за смуглого оттенка кожи. Может, и были в роду такие», – смущенно говорит Умар. Начинать с вопроса, почему он оставил религию предков и принял ислам, как-то неудобно, поэтому мы завязываем неспешный разговор «о жизни».
В общем, обычное постсоветское детство. Родители развелись, Сережу воспитывала мать. Ревностной христианкой Умар ее не считает. Говорит, что мама в храм ходит редко, так как ее раздражает коммерциализация церковной жизни. Иногда заказывает заупокойную молитву по родителям – и все. Сергея окрестили в два года. Крестным стал армейский друг его отца, но он семь лет назад уехал из Крыма и теперь не особенно интересуется судьбой «заблудшего крестника».
Именно мамина критика в адрес священников заставила еще тогда Сергея пересмотреть свое отношение к православию. «На каждом шагу поборы: свечку поставить – плати, окреститься – плати, обвенчаться – плати, за отпевание – и то нужно платить», – категорично говорит новообращенный. Пытаюсь возразить, что верующие любой религии отдают деньги священнослужителям, и от этого никуда не деться, но Умар остается непреклонным.
Ислам – далеко не первая религия, в которой Сергей искал себя. На первом курсе академии пробовал приобщиться к кришнаитам, ходил даже к адептам «Церкви посольства божия». «Везде культ страдания и мучений. Он бывший наркоман – как это классно! Мне уже на второй день стало с ними неинтересно», – вспоминает он.

Церковь скорбит и совершенствуется
Переход славян в ислам – явление редкое. Например, в Симферополе новообращенных не больше двух десятков. В Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной церкви спокойно относятся к таким случаям. «Выбор – личное дело каждого. Бог дал людям свободу, и церковь не вправе навязывать или преследовать за убеждения. Конечно, мы скорбим, что еще одна душа отошла от церкви, но запретов налагать не собираемся», – признается секретарь епархии Александр Якушечкин. «Владыка Лазарь говорит, что для сохранения паствы священникам следует начинать с себя: быть лучше, внимательнее, не ограждаться от людей и не думать, что их деятельность ограничивается лишь службой в храме», – говорит отец Александр.
Но прозелитизм – целенаправленное переманивание в свою религию людей, исповедующих другую веру – критикуют все конфессии, в том числе и ислам, напомнил священник.
Мусульманские священнослужители не занимаются целенаправленным прозелитизмом, к исламу человек, как правило, приходит сам, говорит руководитель Крымского научного центра исламоведения Айдер Булатов – ему часто приходится общаться с новообращенными. «Мусульманство привлекает людей возможностью общаться с богом напрямую. Институт священников в исламе выполняет несколько иную функцию, нежели в христианстве», – поясняет эксперт. К тому же, ислам можно назвать «рациональной религией». Прихожанам не приходится ломать голову, стараясь понять сущность Троицы или некоторых религиозных таинств. А для многих обывателей, где проще и понятнее – там и истина.
Настоятель одного из крымских храмов отец Андрей к переходу славян в ислам относится без лишних эмоций, по-философски: «Апостол Павел говорил, если человек ушел от нас, значит, он не был нашим».

Для справки
По мнению некоторых ученых, ислам начал проникать в Крым в VIII веке, но самая древняя на полуострове мечеть была построена в Солхате (Старый Крым) примерно в 1262 году. Зеленое знамя Мухаммеда в Крым принесли тюрки, а не арабы. Вопрос, насколько быстро автохтонное население адаптировалось к исламу, до конца не изучен. По одной из версий, субэтническая группа крымских татар, именуемая «таты», происходит от христиан, принявших ислам после долгого периода ассимиляции. Крымскотатарские историки неохотно говорят на эту тему.

Славяне под зеленым знаменем ислама: 2 комментария

  1. Мне как атеисту было бы интересно почитать о том, как мусульманин принял христианство, или оба приняли буддизм, или стали сайентологами. Мормонами, на худой конец. А этот сюжет не нов и смахивает на игру в одни ворота

Добавить комментарий