Караимы: мы были, есть и будем

Каково это – быть представителем народа, состоящего из полутора тысяч человек?

Представьте, что вы – носитель редкой фамилии. Можно сказать, единственный в мире человек с такой фамилией, а в вашей семье, как назло, рождаются только девочки. Мужчины же, за которых они выходят замуж, наотрез отказываются брать фамилию жены. В какой-то момент вы понимаете: уйдете вы – исчезнет и ваша фамилия. Представили? Нечто похожее сейчас переживают караимы – представители уникального крымского народа, одного из самых малочисленных на земле. Сегодня в мире насчитывается меньше двух тысяч караимов. Впрочем, они не взывают о помощи, не требуют к себе особого отношения. Гордый народ, сильный народ. Их мало, но они верят, что их народ не исчезнет и прилагают к этому все усилия.

«Чем меньше нас становится – тем сильнее стремление к возрождению»
Два кабинета с потрескавшимися стенами в симферопольской вечерней школе – это центр религиозной и культурной жизни для караимов Симферополя. На нескольких десятках квадратных метров собраны образцы культуры, истории и быта караимов: потертые фотографии, доставшаяся от бабушек вышивка, домашняя утварь, учебники караимского языка, молитвенники. Каждая вещь, которая связывает времена и поколения, здесь на вес золота. В бывших классах «вечерки» караимы молятся, изучают родной язык, проводят праздники, готовят выставки, обсуждают насущные проблемы, да и просто общаются за чашкой чая и национальными лакомствами. В Крымской республиканской федерации караимов нас встречают сначала с некоторым недоверием, а к концу беседы на столе появляются кофе и знаменитая белая халва – смесь сахара и фундука, которая по виду напоминает нугу, а по вкусу не сравнится ни с чем. Ее готовят в специальном тазу, на примусе, непрерывно помешивая в одном направлении несколько часов.
«Чем меньше нас становится – тем сильнее стремление нашего народа к возрождению. Мы стараемся, если не возродиться чисто в популяционном плане, потому что детей рождается мало, то хотя бы возродить свою культуру, – начинает разговор сопредседатель Симферопольской караимской религиозной общины Игорь Шайтан, и после небольшой паузы добавляет: – Чтобы о нас хоть какая-то память осталась». Оставить след – это общая для всех караимов потребность, камертон, по которому они настраивают свои жизни.
А 120 лет назад в здании на улице Чехова, которое занимает сейчас вечерняя школа, и где собираются караимы, находилась женская гимназия. Ее создал известный караимский просветитель Казас, позже учебным заведением руководила его дочь. Девочек здесь обучали не только наукам, языкам и манерам. На втором этаже располагались швейные мастерские, в которых юные мастерицы постигали азы швейного мастерства. По окончании школы выпускницы получали в подарок немецкие швейные машинки «Зингер». Теперь, спустя век, потомки этих девочек вынуждены приходить в здание, построенное на деньги их предков, в качестве гостей. Идти им больше некуда: единственный в Симферополе караимский храм – кенасса, вопреки обещаниям, по-прежнему принадлежит государственной телерадиокомпании.

Замуж караимки выходили рано (в 13–14 лет) и, в основном, не по любви – мужей и жен своим детям подбирали родители, а сами молодые могли впервые встретиться в день свадьбы. Интересно, что в брачный договор вшивали крупную золотую монету. Если муж умирал, эта монета помогала вдове не умереть от голода.

Народ родственников
Практически все караимы друг другу родственники. За каждой фамилией – история древнего рода. Каждый – летописец не только своей семьи – своего народа. Ответственность, которая передается с молоком матери. Спросите любого караима, о чем он мечтает, и получите практически единодушный ответ: оставить после себя память. А еще, чтобы дети от смешанных браков считали себя караимами, чтобы караимский язык и религия не исчезли с лица земли.
«Мы делаем все, чтобы сохранить надежду на возрождение, – говорит Ирина Баккал. – Объясняем молодежи, что нас мало». Ирина родилась в смешанной семье: отец караим, мама – славянка. Живет в Бахчисарае. «Когда девочке исполнялось три года, ей дарили маленькую скалку. В караимской кухне много мучных блюд, дочку ставили рядом с мамой, учили месить тесто». У Иры такой скалки не было – ее воспитывали в славянских традициях, но своим детям она старается максимально передать любовь к караимской культуре и уважение к традициям своего народа. Девятилетний сын Ирины уже учит язык, знает некоторые традиции. «Караимы очень рано обучали мальчиков держаться в седле. Сейчас это проблема: не то что коня – седло не найдешь», – вздыхает Ирина.
О караимах нередко говорят: «Посмотрите, как мало этих людей, и как много о них информации: выпускают свои календари, газету, разные сборники караимского фольклора, музыки, словари». Со стороны жизнь караимского народа напоминает историю состарившегося человека, который, зная о скором конце, пишет родным письма, чтобы даже после собственной смерти оставаться для них какое-то время живым.

Кто такие караимы?
Караимы – потомки древних хазар – один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. «Караим» – это религиозный термин, означает – «читающий священное писание». Караимы исповедуют караимизм.

Возраст: первые упоминания о караимах датированы шестым-седьмым веком нашей эры.
Историческая родина: Крым.
Численность: в Крыму 730 человек, в мире – около 1800.
Место проживания: больше всего караимов живет в Симферополе и Евпатории.

Караимы: как исчезает народ
1913 год – 13 тысяч караимов
1959 год – 5,7 тысяч
1971 год – 4,5 тысячи
2001 год – в Украине 1230 человек (830 из них в Крыму)
2004 год – 1800 караимов: 830 в Украине (730 из них в Крыму), 200 в России, около 200 в Литве, еще 200 – в других странах

Кенасса – молитвенный дом караимов
До 1917 года в Крыму действовали девять кенасс (для сравнения, по всей России их насчитывалось всего 20). Сейчас на полуострове сохранилось семь культовых караимских сооружений: две кенассы на Чуфут-Кале, две в Евпатории, по одной в Симферополе, Севастополе и Бахчисарае. Регулярные службы проводятся только в одной из них – евпаторийской.
«Караимы не жалели денег на культовые сооружения, – рассказывает архитектор Ольга Сергеева. – Иногда дело доходило до анекдотичности. Например, есть воспоминания, что Большая караимская кенасса в Евпатории обилием хрустальных позолоченных люстр напоминала магазин».
Самые древние кенассы находятся в «пещерном городе» Чуфут-Кале, в одном из ранних мест поселения караимов в Крыму. Оба молитвенных дома, несмотря на возраст, неплохо сохранились: Большая кенасса, украшенная аркадой из тесаных камней, построена в конце XIV века, малая – на 400 лет позже. Кенассы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина – караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом.
Самая «молодая» кенасса была построена в Симферополе в конце XIX века. В 1930 году ее закрыли, а через четыре года здание отремонтировали и отдали Комитету радиовещания. Сейчас здесь находится редакция радио «Крым». В середине 90‑х караимы добились разрешения проводить на территории кенассы молебны и мечтают вернуть здание.
Самая крупная кенасса находится в Евпатории, в старой части города. Точнее, это целый храмовый комплекс: Большая кенасса – для служб в торжественные и праздничные дни и Малый молитвенный дом – для служб в будни. Караимы проводят здесь молебны и религиозные праздники. Кроме того, в храмовом комплексе работает небольшой музей караимской культуры и кафе национальной кухни.

Где они жили
В Симферополе местами компактного проживания караимов были улицы Чехова, Караимская, Пархоменко, Краснознаменная, Футболистов, Таврическая, Белогорский переулок. Там до сих пор можно встретить типичные старинные караимские дома: на втором этаже жили хозяева, внизу располагались хозяйственные помещения. Во дворе обязательно росли караимские деревья – абрикос и шелковица. Все дома были обнесены высоким забором, окна выходили во двор, не на улицу.

Их меньше, чем караимов
Пять самых малочисленных народов мира

(по данным ЮНЕСКО):
1. Питкэрнцы – около 60 человек. Живут на острове Питкэрн в Океании.
2. Ливы –180 человек. Обитают на территории Латвии.
3. Тазы – 276 человек. Большинство представителей этого народа проживает в Приморском крае на Дальнем Востоке России.
4. Энцы – 350 человек. Живут на Таймыре.
5. Негидальцы – более 500 человек, можно встретить в Хабаровском крае.
6. Тофы – менее 700 человек. Живут в Иркутской области.
Самый многочисленный народ – китайцы. Их почти полтора миллиарда – 1 миллиард 310 миллионов. Это 19% от всего населения нашей планеты.

Столица караимов – претендент на список ЮНЕСКО
Развалины города-крепости Чуфут-Кале на окраине Бахчисарая – главный национальный символ караимов. Возникший почти 15 веков назад, город почти 300 лет – с XII до XV века – был столицей небольшого караимского княжества. Чуфут-Кале оставалось главным городом караимов и во времена Крымского ханства, и после присоединения Крыма к России – вплоть до начала XIX века, когда большинство жителей города перебрались в Евпаторию.
Сейчас Чуфут-Кале и древнее караимское кладбище в расположенной по соседству Иосафатовой долине входят в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Руководство заповедника в 2010 году начало проводить работу по включению Чуфут-Кале, вместе с Ханским дворцом, в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам директора заповедника Валерия Науменко, это позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Чуфут-Кале и гарантирует сохранность памятника.
«Сейчас мы разрабатываем план управления бахчисарайским комплексом исторических памятников, к концу сентября эти документы будут направлены в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже», – рассказывает Науменко. – Если все пойдет так, как мы планируем, часть памятников войдет в список ЮНЕСКО уже в 2014 году.
Кроме того, в ближайших планах – реставрация дома, где в середине XIX века жил известнейший караимский ученый и краевед Авраам Фиркович.

Мария Макеева